Как точить хоккейные коньки - все секреты

8 сентября, 2017

Если правильно заточить коньки, игроки могут достичь значительного прогресса в своем мастерстве катания на льду! Заточка занимает немало времени в жизни рядового хоккеиста, тем более, если посещение катка происходит минимум 1 раз в неделю. Какие преимущества несёт в себе качественная заточка коньков? Быстрое и лучшее скольжение на льду, контроль лезвия, баланс и максимальное ускорение.

Казалось бы, отдал коньки мастеру, ответил на несколько вопросов, которые помогут специалисту в заточке, и ждёшь. Но будет намного полезнее, если вы будете сами разбираться в некоторых нюансах – это поможет вам точно определять, с чем связаны ваши успехи или недочёты на льду (с качественной заточкой или с её отсутствием), а также понимать, что вы хотите в итоге получить от своих коньков на льду.

1. «Рёбра», «желобок» и другие полезные термины.

Заточка – дело очень и очень индивидуальное! Впрочем, как и многие другие моменты в хоккее, будь то подбор клюшки или шнурков для коньков. Чтобы понять, из чего складывается процесс заточки, рассмотрим термины, используемые профессионалами и любителями.

«Площадка» или «Рёбра». Площадь контакта лезвия со льдом. Важно чтобы «площадка» была одинакова на правом и левом коньке. Заточка площадки лезвия ВСЕГДА носит индивидуальный характер. Если вы новичок, то вначале можно осваивать хоккейный лёд, используя заводскую заточку. Впоследствии вы поймёте, чего вам не хватает, начнёте экспериментировать и заточите коньки под себя.
Длина «площадки» влияет на скорость, устойчивость, манёвренность. Каждый спортсмен находит, оптимальное для себя, соотношение длины «площадки» и глубины желоба.

Размерная сетка площадок начинается с 30 мм и заканчивается на 60 мм (градация выглядит так: 30 – 35 – 40 – 50 - 60 мм). Самая маленькая площадка точится на маленький размер конька, а самая большая площадка точится на самый большой размер конька. В практике чаще всего используются такие площадки, как 40 мм, 50 мм, так как на большой площадке неудобно кататься, ибо это создает дискомфорт при маневрировании. При этом нет возможности быстро и вовремя развернуться или просто повернуть.

«Радиус» или «Желобок». В лезвии, по длине, вытачивается желоб, который необходим для боковой устойчивости при манёврах, торможения, отталкивании. Позволяет увеличить маневренность катания. Средним желобом считается 12-15. Индивидуальный подбор желоба осуществляется только опытным путем. Обычно начинают пробовать со среднего, а с каждой последующей заточкой можно менять желоб в большую или меньшую сторону. Только так можно найти свой номер желоба и точить его при каждой новой заточке.

Само лезвие можно поделить на 3 условные зоны:
1. Носок - используется при ускорении, рывках, обратном катании.
2. Середина - является местом, которое используется при скольжении.
3. Пятка - используется для остановок, при поворотах, при перекрестном катании.


ПОДСКАЗКА!

В Интернете много информации, где авторы используют различные термины, но говорят об одном и том же. Для вашего удобства уточним:
Площадка = Ребра = Профиль лезвия = Контур лезвия = Канавка.
Радиус = Желобок = Выемка


ВНИМАНИЕ:

С заточкой рёбер надо быть осторожными - срезанного не вернёшь. Но, конечно, можно поменять лезвия, если вы катаетесь на коньках со съёмным лезвием. Некоторые мастера любят «снять побольше, чтобы стартовал лучше». Знакома эта фраза? Тогда будьте бдительны и затачивайте коньки строго под свои потребности.

2. Виды заточки коньков

 

  •  Стандартная заточка коньков. Это когда желобок лезвия затачивается полукругом вовнутрь. Имеет округлый канал. Желобок имеет две острые стенки и между ними радиус с градацией от 6 до 40 мм. Глубина желобка подбирается индивидуально, об этом вы уже узнали выше.
  •  «Channel-Z». Уникальность этой заточки определена тем, что в ней также имеется желобок, как и в первом варианте, а также и еще один желобок с квадратным каналом – по середине обычного желобка. Канал Channel-Z (далее будем называть его каналом «Z» или «Z-заточкой») имеет свою градацию соразмерности. Его глубина варьируется от 0,8 до 1,6 мм, а также по ширине канала. Z-канал имеет три разновидности по ширине: S, M, L. Подробнее о Z-заточке читайте ниже.
  •  Заточка «FBV» — очень старая канадская разработка, применяемая уже более 25 лет. Суть ее в том, что используется нетрадиционный «радиус» заточки, благодаря чему желобок имеет не форму полукруга, а трапеции. Ее используют многие команды в NHL. Большинству игроков она очень нравится. Есть, конечно, и отрицательные отзывы, что еще раз подтверждает правило индивидуальной заточки. Этот вид заточки недолговечен, но у него хороший коэффициент полезного действия.

ПОДСКАЗКА:

КПД определяется так: хороший накат + хорошее сцепление со льдом + минимальные затраты сил.

Теперь рассмотрим подробнее каждый вид заточки.

1. Стандартная заточка используется чаще всего новичками. В самом начале важно «почувствовать» коньки и лёд, а уже потом оттачивать своё мастерство с помощью заточки.
Этот способ – самый распространённый и проверенный временем. Его надёжность даже не обсуждается. Тут главное, чтобы глубина желобка соответствовала весу и некоторым другим определенным свойствам спортсмена. Свойства определяются так.
✔ Перед заточкой мастер определяет, где будет кататься человек: на жёстком льду уличного катка или на искусственном льду крытого ледового дворца.
✔ Если человек играет в хоккей, то определяется его амплуа, т.е. местоположения в игре: в нападении или в защите.
✔ Уточняется вес игрока. Это один из основных вопросов при подборе желобка.
✔ Также мастер должен определить, какая площадь соприкосновения со льдом на данный момент. Исходя из этих данных, подбирается желобок.
✔ Желобок состоит из острия двух стенок. Эти стенки после заточки должны быть равны. Если одна из стенок будет ниже другой, то вы будете заваливаться в ту сторону, у которой стенка ниже. По окончании заточки всегда тщательно проверяйте лезвия на заусенцы.

1. FBV или Flat Bottom «V» — это вид заточки точится на американских станках фирмы BLACKSTONE и BLADEMASTER. О данной заточке много разных мнений, как положительных, так и отрицательных.

ПЛЮС – своеобразный желобок. Если у стандартной заточки желобок имеет округлый канал в виде полукруга, то в данном случае заточка FBV имеет трапециевидный канал желоба - когда от внутренней плоскости желобка точится канал к стенкам лезвия по трапеции. И вот вам сразу преимущество: такая форма желобка способствует жесткому сцеплению лезвия со льдом и в разы повышает устойчивость. Когда лезвие «вгрызается» в лёд, заточка FBV уменьшает площадь соприкосновения лезвия со льдом. Большая площадь соприкосновения всегда увеличивает нагрузку при трении, а это плохо. К тому же не в каждом городе есть станок, который позволяет заточить коньки данным способом.
МИНУС данной заточки - это её недолговечность. Недолговечность кроется в тонких трапециевидных стенках, которые не выдерживают жесткой поверхности льда. При небольшом ударе лезвия о любую поверхность, которая жестче льда (пластик или метал), края стенок забиваются. Это приводит к сколам или шероховатостям. В целом эта заточка лучше стандартной, но хуже Channel-Z.

Проблемы сколов лезвия легко избежать, если вы не будете выбегать без чехлов со льда на проходную поверхность. Зато ощущения от взаимодействия со льдом будут очевидны!

При подборе размеров желобка также важно учитывать свойства игрока.

где 90мм и 100мм – это длина верхнего основания трапеции,
50мм и 75мм – длина сторон трапеции.

2. Channel-Z. Повторимся, это уникальная заточка. Она решает проблему «проскальзывания» по льду и обладает рядом замечательных, на наш взгляд, характеристик. Из картинки выше вы помните, что желобок у этой заточки имеет стандартный округлый желобок и квадратный канал внутри стандартного желобка.

Желобок Channel- Z так же, как и стандартный желобок, подбирается по всем свойствам, которые указаны ранее, но с наименьшим коэффициентом, то есть с меньшим числовым значением. Чтобы было удобно сравнить этот тип заточки с FBV способом, также выделим плюсы и минусы.
ПЛЮС. Канал - Z, который находится внутри желобка, повышает маневренность катания, сразу реагирует на импульсы игрока, когда тот хочет резко свернуть, оттолкнуться или совершить иной маневр. Этот вид заточки отрабатывает на 100% , когда вы начинаете движение.
ПЛЮС. В пассивном накате Z-заточка также уменьшает сопротивление. Происходит это за счёт вырезанного Z- канала, который усиливает «цепкость» со льдом и дополнительно снижает сопротивление. А значит, приобретается накат.
ПЛЮС. В Z-канале остается пустота («внутренний дополнительный желобок»), которая заполняется водой от растапливания льда при трении с лезвием. Эта растопленная вода придаёт дополнительную смазку при катании, тем самым увеличивая скорость при разгоне.

Плюсов оказалось три, а минус один:
Цена. Этот вид заточки точится гораздо сложнее, требует больших затрат времени и ресурсов, таких как точильный диск, установленный в станке, и алмаз, который заправляет камень, срезая углы камня каскадом, придавая тем самым двойной желобок. Этим и объясняется цена на заточку.

Заточка Channel — Z имеет три варианта: S, M, L. «S» — самый узкий канал, «M» — средний, а «L» — соответственно самый широкий.

И напоследок пара слов о твёрдости лезвия. Чем тверже материал лезвия, тем выше его качество, и тем реже необходимо делать заточку коньков. А чтобы заточка сохранилось дольше, необходимо ухаживать за лезвиями, иначе они очень быстро поржавеют, покроются коррозией и станут непригодными.

Чтобы избежать этого и постоянно держать лезвия в отличном состоянии, после каждого катания насухо вытирайте лезвия коньков, а когда ходите не по льду, носите на лезвиях защитные чехлы. Эти несложные действия увеличат срок службы коньков в разы.