Как смазывать узлы и механизмы велосипеда

11 июня, 2017

Чтобы правильно смазать узлы и механизмы велосипеда, нужно понимать, каким образом это можно сделать и какие типы смазок бывают. И, конечно же, перед началом этого важного процесса велосипед нужно тщательно помыть и хорошо высушить.

Типы смазок

  • Машинное масло – жидкая смазка, используемая для обработки амортизатора, вилки и цепи велосипеда. Недостаток – быстро загустевает на морозе.
  • Смазка с литием – подходит для обработки каретки и подшипниковых осей. Отлично сохраняет свои свойства при любой температуре (от -50 оС до +150 оС), но очень быстро растворяется в воде.
  • Смазка с кальцием – аналог смазки с литием, но без ее недостатков. Единственный минус – очень дорогая. Используется редко, в основном для профессиональных и дорогих моделей велосипедов.
  • Аэрозольная смазка – благодаря системе распыления выделяется своей способностью проникать даже в самые труднодоступные места и, кроме того, используется для смазки тросиков.
  • Силиконовая смазка – не имеет особого назначения, поэтому подходит для всех элементов. Отличается водо- и пылеотталкивающими свойствами.
  • Восковая смазка – чаще всего используется для обработки цепи. Способна держаться очень долго, но плохо ведет себя в грязи и пыли. Со временем может отваливаться кусками.

Каретка – часть велосипеда, куда крепятся педали.

Подшипниковые оси – места крепления колес велосипеда.

На фото – разные виды смазок для велосипеда

Цепь

Смазывать цепь нужно тогда, когда начинают появляться проблемы с переключением скоростей и когда она гремит или шуршит. Чтобы ее смазать, нужно переключить скорость на самые большие звездочки (как спереди, так и сзади). Так цепь будет максимально натянутой. Теперь ее нужно очень тщательно очистить. Можно использовать специальные щетки, но проще взять кусок ткани, зажать им любой свободный участок цепи, где можно ухватиться, и покрутить немного педали, чтобы цепь сделала хотя бы один полный оборот (лучше – больше).

Цепь подготовлена к смазке. Берется подходящая смазка (к примеру, восковая или простое машинное масло) и по одной капле наносится на каждое звено, без исключения. Для удобства цепь можно потихоньку прокручивать. Когда смазка нанесена, нужно покрутить цепь назад (на холостом ходу) примерно одну минуту, потом переключить скорость на среднюю и сделать один полный оборот вперед. В самом конце рекомендуется еще раз полностью протереть цепь, убирая излишки смазки таким же образом, как и при первичной очистке. Не нужно переживать, что удалится часть смазки, это нормально. Более того, если этого не сделать, на остатки смазки быстро налипнет пыль и мелкий сор.

Кроме самой цепи, нужно обращать внимание на шестеренки, через которые она проходит, особенно на задние переключатели скоростей. Они быстро загрязняются. Вычистить их можно простой отверткой, буквально выколупывая грязь и засохшую смазку. Заключительный этап – аккуратная обработка жидкой смазкой.

На фото – процесс смазки цепи велосипеда

Тросы

Обрабатывать тросики следует жидкой смазкой. Если они скрыты в «рубашке» (то есть трубке), нужно найти свободный конец, аккуратно нанести смазку и несколько раз нажать на рукоятку на руле. Если же тросик без трубки, то его можно смазать по всей длине. К примеру, нанести смазку на ткань и протереть ею тросик. Это касается и тросиков тормозной системы, и тросиков системы переключения передач.

Если их не смазывать, они начнут заедать, из-за чего может не сработать тормоз или не переключиться скорость. В лучшем случае эти элементы при работе будут издавать раздражающий скрип. Для лучшего понимания процесса смазки можно посмотреть видео:

Каретка и подшипники колес

Для обработки каретки и подшипников колес используется более густая смазка, например с литием. Сначала придется снять педали и колеса. Затем нужно очистить подшипники и внутренности каретки при помощи керосина. Только теперь можно приступать к нанесению смазки. Проще всего это сделать обычной ватной палочкой. Очень важно, чтобы слой был равномерным.

Несмазанная каретка серьезно затрудняет вращение педалей, а несмазанные подшипники не дадут колесам вращаться с максимальной скоростью. Более того, это способно повлечь поломку подшипников, что вообще может заблокировать работу педалей или вращение колеса. Это особенно опасно при езде на большой скорости.

Переключатели

Переключатели скоростей тоже нужно смазывать, но это можно сделать, только если их снять и разобрать. Схемы разборки могут отличаться в зависимости от типа и модели используемых переключателей. Инструкцию по разборке и демонтажу лучше смотреть на сайте производителя или в документации, вместе с которой поставлялись переключатели.

Несмазанные переключатели заедают, неправильно переключают скорости и реагируют с запозданием. Для наглядности рекомендуется изучить видеопример:

Амортизаторы

Амортизаторы устанавливаются не на всех велосипедах, но там, где они есть, они обязаны работать исправно. Для этого примерно через каждые 200 км нужно смазывать «ноги» вилки (те стальные элементы, которые уходят внутрь амортизатора при нагрузке на велосипед). Еще через 700 км нужно разобрать амортизатор и смазать его сальники. Помимо этого, рекомендуется хотя бы раз в год или через каждые 4000 км полностью разбирать амортизатор, очищать его и смазывать заново.

Следует помнить, что далеко не все элементы велосипеда нужно смазывать. Нельзя допускать попадания смазки на покрышки, это может привести к заносам. Смазка не должна попадать на обод и тем более на тормозной диск с колодками. В этих случаях тормоза могут отказать. Последний момент – камера велосипедного колеса плохо взаимодействует почти со всеми смазками, они могут просто ее разъесть.

На фото – процесс смазки амортизатора велосипеда

Подведем краткие итоги: отдельные узлы и механизмы вашего велосипеда нуждаются в регулярной смазке, причем разными составами, – цепь, тросики, каретка и подшипники колес, переключатели и амортизаторы. Одновременно есть детали, контакт которых со смазкой надо исключить (покрышки, обод, тормозной диск с колодками и камера).